Некоторые музыкальные инструменты сопровождают историю мира на протяжении довольно долгого времени. В этой статье речь пойдет про духовой инструмент сампони, который появился в далеком прошлом, и существует по настоящее время.
У сампони есть очень много дополнительных имен. Одно из самых известных – панфлейта. По легендам именно на местном аналоге сампони – сиринге, играл древнегреческий сатир, бог дикой природы, плодородия и скотоводства.
Во всяком случае, флейта Пана – одна из первых ассоциаций, приходящих в голову тем, кто впервые видит сампони, и в свое время не отлынивал от уроков древнегреческой истории. На самом деле этот инструмент имеет гораздо большее распространение и не менее древнюю историю в культурах других стран.
К примеру, бамбуковая флейта сампони – это и индейская сампоньо, и румынско-молдавская нэй, и русская кувичка, и литовский скудучай, и древний перуанский инструмент флейта Пана, которому насчитывается более десяти тысяч лет! Древние инки называли его «Поющий тростник» или «Звучащий бамбук» из-за неповторимой многосложной мелодии.
Трубки могут располагаться в один (антара) или в два ряда. Сампони отличается хриплым тембром, особенно на более низких нотах, и насыщенными обертонами, что делает инструмент практически мужским по своему звучанию.
Но главная особенность перуанской флейты другая. Если инструмент должен быть хорошим, то его необходимо изготовить вручную. Каждый перуанский мастер вкладывает частичку себя в своё творение, от чего каждая сампони, какой бы маленькой она ни была, получается неповторимой. Их изготавливают не из дерева, а из тростника или бамбука. Материал тщательно просушивают и нарезают на трубочки необходимой длины. Если по каким-либо причинам не получается добиться нужного звучания, внутрь трубочек специальными инструментами помещается воск или сухие зернышки. В отличие от флейты кены – еще одного музыкального инструмента перуанских мастеров – сампони редко покрывают геометрическими узорами и орнаментами, предпочитая перевязывать их разнообразными лентами, сохраняя природную структуру поверхности. Объяснить это можно просто – продольная тростниковая флейта кена в Перу предназначена для общения с духами окружающего мира, в то время как сампони в первую очередь ориентирована на досуг человека.
Перуанские инструменты ручной работы – экзотичный и красивый оригинальный подарок, которому порадуются и женщина, и мужчина, и ребенок. Ведь он подходит и для игры, и для украшения квартиры. Согласитесь, каждому приятно почувствовать себя талантливым мастером в чем-либо, а сносно научиться играть на сампони достаточно просто. Если на большие сампони требуются мощные легкие, то маленькие доступны каждому благодаря своей компактности.
Конечно, для того, чтобы познать азы игры, лучше обратиться к профессиональным преподавателям, но несколько рекомендаций можно получить прямо сейчас. Держать инструмент желательно строго перпендикулярно губам, чтобы звучание было как можно глубже и дольше. Звук, получаемый при параллельном расположении, иногда применяется в музыке, но не является основным. Учитывайте, чем тоньше трубочка, тем звонче и резче получается мелодия.
Достаточно быть увлеченным процессом. Немного практики и все получится!
все статьи